Все статьи на нашем сайте можно прослушать - просто нажмите кнопку

Туимский провал в Республике Хакасия

Туимский провал

Туим­ский про­вал в Хакасии.

Туим­ский про­вал — одна из самых зна­чи­мых досто­при­ме­ча­тель­но­стей Рес­пуб­ли­ки Хака­сия, кото­рая рас­по­ло­же­на в Ширин­ском районе.

Как добраться до Туимского провала?

Туим­ский про­вал нахо­дит­ся в 190 кило­мет­рах от рес­пуб­ли­кан­ско­го цен­тра — горо­да Аба­ка­на. От рай­цен­тра (стан­ция Шира) до про­ва­ла поряд­ка 20-ти кило­мет­ров, а бли­жай­ший к нему насе­лен­ный пункт это посе­лок Туим, нахо­дя­щий­ся в полу­то­ра кило­мет­рах от про­ва­ла. От Аба­ка­на сюда ведет авто­до­ро­га Ени­сей (Р‑257). Ори­ен­ти­ро­воч­ное вре­мя в пути — 2 часа 20 минут на авто­мо­би­ле и око­ло 3 часов на микроавтобусе.

Экскурсии к Туимскому провалу

Экс­кур­сия обой­дет­ся вам в 400–500 руб­лей на чело­ве­ка, если зака­зы­вать её на месте (выезд из Ширы или посел­ка Жем­чуж­ный. В 1400 руб­лей, если зака­зы­вать её с выез­дом из Аба­ка­на. Одна­ко, если у вас есть воз­мож­ность добрать­ся туда само­сто­я­тель­но, то сам вход на тер­ри­то­рию пар­ка «Туим­ский про­вал» обой­дет­ся в сум­му око­ло 200 руб­лей. Ну а для избран­ных сооб­щаю, что забор где-то через 50 мет­ров закан­чи­ва­ет­ся и мож­но про­ник­нуть к Туим­ско­му про­ва­лу даром, минуя билет­ные кассы.

Широ­кой обще­ствен­но­сти Туим­ский про­вал стал изве­стен после репор­та­жа Юрия Сен­ке­ви­ча в теле­про­грам­ме «Клуб путе­ше­ствен­ни­ков», кото­рый появил­ся в эфи­ре в 1996-ом году. И пошел поток тури­стов. Сна­ча­ла экс­тре­ма­лов, а потом и самых что ни на есть обычных.

Как появился Туимский провал

Туим­ский про­вал обра­зо­вал­ся на месте быв­шей горы, кото­рую назы­ва­ют теперь Мед­ной. Это свя­за­но с тем, что в окрест­но­стях Туи­ма с кон­ца XIX века велась выра­бот­ка раз­лич­ных руд. Изна­чаль­но здесь, на Кия­лых-Узень­ском место­рож­де­нии, добы­ва­ли воль­фрам. В ходе раз­ра­бот­ки были выяв­ле­ны мед­но-молиб­де­но­вые руды и к воль­фра­му доба­ви­лись медь и молиб­ден. Добы­тая руда выво­зи­лась на поверх­ность ваго­нет­ка­ми и отправ­ля­лась на гор­но-обо­га­ти­тель­ную фаб­ри­ку на окра­ине посел­ка Туим. Добы­тую руду исполь­зо­ва­ли в про­из­вод­стве бро­ни зна­ме­ни­тых тан­ков Т‑34, что при­ме­ча­тель­но само по себе.

Шах­та была закры­та в 1974 году когда ста­ло оче­вид­но, что место­рож­де­ние исто­ще­но, а несо­блю­де­ние пра­вил без­опас­но­сти при взрыв­ных рабо­тах сде­ла­ло добы­чу опас­ной для жиз­ни гор­ня­ков. В общей слож­но­сти она про­ра­бо­та­ла 22 года (1952–1974). За эти годы в соп­ке было про­руб­ле­но несколь­ко десят­ков што­лен и штре­ков. Их выхо­ды на поверх­ность до сих пор вид­ны с края про­ва­ла, а по одно­му из этих ходов мож­но достичь ниж­ней части про­ва­ла и вый­ти к обра­зо­вав­ше­му­ся в нем озе­ру. В ста­лин­ские годы здесь, у под­но­жия соп­ки, рас­по­ла­гал­ся тру­до­вой лагерь, в кото­ром про­жи­ва­ли заклю­чен­ные. Их руч­ной труд широ­ко исполь­зо­вал­ся на шах­те «Кия­лых-Узень».

Уже в 50-ые годы про­шло­го сто­ле­тия уча­сти­лись слу­чаи, когда ста­ла про­па­дать мел­кая ско­ти­на и круп­ный рога­тый скот. В резуль­та­те поис­ков мест­ные жите­ли обна­ру­жи­ли на вер­шине горы шести­мет­ро­вую дыру куда, как ока­за­лось, и про­ва­ли­ва­лась живот­ные. В 1961-ом году было при­ня­то реше­ние про­из­ве­сти её взрыв. Взрыв­ни­ки не учли, что под горой уже нахо­дит­ся огром­ное полое про­стран­ство. В резуль­та­те взры­ва диа­метр ворон­ки уве­ли­чил­ся до 70-ти мет­ров. Все это уско­ри­ло закры­тие шах­ты и, как потом под­счи­та­ли, в зем­ле так и оста­лись не добы­ты­ми око­ло 140 тысяч тонн меди.

Довер­ши­ло дело сла­бень­кое зем­ле­тря­се­ние интен­сив­но­стью все­го в 2–3 бала (такое не все­гда и заме­тишь), кото­рое окон­ча­тель­но обру­ши­ло гор­ный свод.

Туимский провал в наши дни

Что мы име­ем на сего­дняш­ний день? Диа­метр обра­зо­вав­ше­го­ся Туим­ско­го про­ва­ла состав­ля­ет око­ло чет­вер­ти кило­мет­ра, высо­та его отвес­ных стен 125 мет­ров (счи­тая от вер­ши­ны горы до поверх­но­сти воды обра­зо­вав­ше­го­ся в про­ва­ле озе­ра). К озе­ру вы може­те прой­ти через штоль­ню или полю­бо­вать­ся им свер­ху. Вода здесь бирю­зо­во­го цве­та. Ранее было рас­про­стра­не­но мне­ние, что его цвет обу­слов­лен высо­ким содер­жа­ни­ем солей меди. Одна­ко лабо­ра­тор­ные иссле­до­ва­ния это­го не под­твер­ди­ли. Хотя вер­сия вполне строй­ная, ну на мой взгляд.

Несколь­ко што­лен выхо­дят на поверх­ность, про­би­ва­ясь сквозь вер­ти­каль­ные сте­ны про­ва­ла, почти у самой вод­ной поверх­но­сти. Хоро­шо вид­но ржа­вые рель­сы по кото­рым когда-то кати­лись вагонетки.

Есть авто­сто­ян­ка. Здесь же билет­ные кас­сы, где мож­но при­об­ре­сти биле­ты. Обо­ру­до­ва­на смот­ро­вая пло­щад­ка. Рядом с ней неболь­шая лав­ка с суве­ни­ра­ми и мини­зоо­парк — клет­ка с буры­ми мед­ве­дя­ми. Так­же малень­кое кафе, где мож­но пере­ку­сить и выпить горя­че­го чая или кофе.

Туимский провал: экстремальный туризм

Туим­ский про­вал — излюб­лен­ное дай­ве­ра­ми и спе­лео­ло­га­ми место для заня­тия под­вод­ной спе­лео­ло­ги­ей.  Счи­та­ет­ся, что глу­би­на озе­ра в Туим­ском про­ва­ле состав­ля­ет око­ло 50-ти мет­ров. На глу­бине от озер­ной чаши отхо­дит затоп­лен­ная штоль­ня, кото­рая окан­чи­ва­ет­ся огром­ным неис­сле­до­ван­ным про­стран­ством. Не так дав­но на краю про­ва­ла, обне­сен­но­го защит­ным ограж­де­ни­ем, ста­ли появ­лять­ся «тар­за­ны» — люби­те­ли прыж­ков с боль­шой высо­ты на эла­стич­ном кана­те (бан­джи джам­пинг). Смот­ри­те на вто­ром видео при­мер одно­го из таких прыж­ков — выгля­дит впечатляюще!

Ну а если и не попры­гать, то хотя бы посмот­реть-то мож­но, пра­виль­но? Пло­щад­ка для прыж­ков рас­по­ло­же­на как раз напро­тив смот­ро­вой — там раз­ви­ва­ет­ся чер­ный пират­ский флаг. Люби­те­ли экс­тре­маль­но­го досу­га при­ез­жа­ют сюда со всей стра­ны в соста­ве спе­ци­аль­но орга­ни­зо­ван­ных групп. Впе­чат­ле­ния, гово­рят, неза­бы­ва­е­мые. Отче­ты по таким поезд­кам вы лег­ко най­де­те в Интернете.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *